Цели исследования
- Измерить уровень цифровой грамотности россиян
- Проследить динамику показателей по сравнению с прошлыми волнами
Задачи исследования
- Изучить структуру субиндекса цифрового потребления, измерить входящие в него показатели и изучить влияние каждого из показателей на интегральный.
- Изучить структуру субиндекса цифровых компетенций, измерить входящие в него показатели и изучить влияние каждого из показателей на интегральный.
- Изучить структуру субиндекса цифровой безопасности, измерить входящие в него показатели и изучить влияние каждого из показателей на интегральный.
- Измерить уровень цифровой грамотности населения в разрезе федеральных округов, а также составить их рейтинг.
Методология исследования
Структура Индекса представляет собой трехуровневую модель, формируемую на основе 20 ключевых параметров:
-
Субиндекс цифрового потребления
- Охват фиксированного интернета
- Охват мобильного интернета
- Уровень наличия в личном пользовании цифровых устройств
- Количество зарегистрированных в регионе интернет-СМИ на душу населения
- Уровень потребления социальных сетей
- Уровень потребления цифровых государственных услуг
- Уровень потребления новостной информации в интернете
-
Субиндекс цифровых компетенций
- Компетентность в области поиска информации в интернете
- Компетентность в области использовании мобильных средств коммуникации
- Компетентность в области использования социальных сетей
- Компетентность в области проведения финансовых операций через интернет
- Компетенции в области потребления товаров и услуг через интернет
- Компетентность в области критического восприятия информации и проверки на достоверность
- Компетентность в области производства мультимедийного контента для интернета
-
Субиндекс цифровой безопасности
- Способность защиты персональных данных
- Наличие навыков борьбы с угрозами целостности информации и компьютерными вирусами
- Отношение к пиратскому программному обеспечению
- Отношение к пиратскому медийному контенту
- Уровень культуры взаимодействия в социальных сетях
- Соблюдение этических норм при размещении цифрового контента
Также проводится замер 6 дополнительных показателей, не входящих в состав Индекса, но являющихся актуальными и необходимыми для объяснения цифрового поведения населения:
- Осведомленность о развитии телемедицины
- Компетентность безопасного хранения данных
- Причины отсутствия в пользовании цифровых технологий
- Уровень удовлетворенности цифровыми технологиями в собственном населенном пункте
- Компетентность осуществления онлайн-оплаты при покупках через интернет
- Компетентность синхронизации цифровых устройств
Методика исследования
Для конструирования Индекса используются следующие источники:
-
Всероссийский опрос взрослого населения (18+). Выборка исследования составляет 1600 человек. Территория исследования: 8 федеральных округов:
- Центральный Федеральный округ
- Северо-Западный Федеральный округ
- Южный Федеральный округ
- Северо-Кавказский Федеральный округ
- Приволжский Федеральный округ
- Уральский Федеральный округ
- Сибирский Федеральный округ
- Дальневосточный Федеральный округ
- Данные по охвату стационарного и мобильного интернета, а также об уровне потребления социальных медиа предоставлены исследовательской компанией Mediascope.
- Данные по количеству зарегистрированных в регионе интернет-СМИ на душу населения были рассчитаны на основании сведений из базы данных, зафиксированных СМИ Роскомнадзора, а также сведений Росстата о численности населения федеральных округов РФ.
Для вычисления интегрального Индекса цифровой грамотности, а также субиндексов была использована следующая формула:
(СУБ)ИНДЕКС = НП1*ВК1+НП2*ВК2+…НПn*ВКn
НП1, НП2…— нормированные показатели;
ВК1, ВК2…— весовые коэффициенты.
Нормирование показателей производилось по шкале от 0 до 10.
Весовые коэффициенты были получены в рамках экспертного опроса, проведенного в рамках проекта.
Этапы проекта
Подготовительный этап | август |
Проведение исследовательских работ | сентябрь – ноябрь |
Подготовка отчетных материалов. | ноябрь |
Презентация отчётных материалов на мероприятиях | ноябрь – декабрь |
Модернизация сайта проекта цифроваяграмотность.рф | декабрь – февраль |
Информационная поддержка проекта | ноябрь – март |
Подведение итогов | август – март |